Советские педагоги Борис и Лена Никитины стали известны благодаря тому, что своих семерых детей воспитывали по особой методике – «системе раннего разностороннего развития детей». В 60-80-е годы семья Никитиных вызывала интерес, как в советском обществе, так и за рубежом. Книги Бориса и Лены выпускались миллионными тиражами и переводились на многие языки, а их опыт перенимался другими семьями.
Педагогическое сообщество двояко относилось к их методике: одни выступали с критикой, говоря, что подход Никитиных неприемлем из-за отклонений от педагогических и медицинских норм; другие отмечали ряд положительных качеств, которые приобретают дети, воспитываемые таким образом.
Сегодня, спустя более 50-ти лет, можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.
В ЧЕМ СУЩНОСТЬ «МЕТОДИКИ НИКИТИНЫХ»
В первую очередь «воспитание по Никитиным» требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:
создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
все занятия предполагают свободу творчества детей;
родительское неравнодушие.
«Раннее развитие по Никитиным» предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.
Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр («Сложи узор», «Уникуб», «Обезьянка» и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.
Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.
Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным.
ЧЕГО ДОБИЛИСЬ И КЕМ СТАЛИ ДЕТИ БОРИСА И ЛЕНЫ
АЛЕКСЕЙ, 58 ЛЕТ, ПРОЖИВАЕТ В ЛОНДОНЕ, ИНЖЕНЕР-КОНСУЛЬТАНТ ПО РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОНИКИ.
По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.
Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.
У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.
АНТОН, 57 ЛЕТ, ПРОЖИВАЕТ В ПОДМОСКОВЬЕ, ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ.
В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.
Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.
У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, «перескакивание» нескольких классов в школе.
ОЛЬГА, 55 ЛЕТ, ПРОЖИВАЕТ В Г. КОРОЛЕВ, ЗАМ. РУКОВОДИТЕЛЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В КРУПНОЙ КОМПАНИИ.
С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению «Организация делопроизводства» и поступила на юрфак МГУ.
Общая атмосфера в доме и родительская «методика раннего развития», по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.
Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.
При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия. Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.
АННА, 53 ГОДА, ПРОЖИВАЕТ В Г. КОРОЛЕВ, ЛОГИСТИК В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ.
Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности «детская медсестра». Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.
«Раннее развитие», по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.
Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.
ЮЛИЯ, 51 ГОД, ПРОЖИВАЕТ В ПОДМОСКОВЬЕ, РАБОТАЕТ ЖУРНАЛИСТОМ В ПРЕСС-СЛУЖБЕ КРУПНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.
Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.
У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.
ИВАН, 48 ЛЕТ, ПРОЖИВАЕТ В ПОС. БОЛЬШЕВО МОСКОВСКОЙ ОБЛ., ЗАНИМАЕТСЯ ОПЕРАТОРСКОЙ И РЕЖИССЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.
Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.
В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря «раннему развитию» он обладает техническим творчеством.
У Ивана пятеро детей.
ЛЮБОВЬ, 46 ЛЕТ, ПРОЖИВАЕТ В Г. КОРОЛЕВ, ДОМОХОЗЯЙКА.
Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.
Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.
Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.
Внуки Никитиных
ПОДВЕДЕМ ИТОГ
Все семеро детей из знаменитого семейства нашли свое место под солнцем. Каждый из них обзавелся собственной семьей, имеет детей, а некоторые – уже и внуков.
Почти все Никитины имеют высшее образование, и сегодня большинство из них обеспечены хорошей работой в крупных компаниях.
Подход своих родителей в собственных семьях они реализуют лишь отчасти. В особенности это касается ведения здорового образа жизни и сохранения хороших взаимоотношений в семье.
Единственное, от чего отказались абсолютно все дети Никитиных, это «перескакивание» через несколько классов в школе. Они хорошо помнят, как им было сложно в социальном и адаптационном плане, поэтому их дети проходили все образовательные ступени.